Статьи компании

Как подготовиться к камеральной проверке и пройти без потерь?

Дата: 16.05.2020


Как подготовиться к камеральной проверке и пройти без потерь?

Проходить камеральные проверки стало рискованее. Увеличение полномочий ФНС и автоматизация налогового контроля приводят к тому, что выездные проверки заменяют камеральными. С их помощью растет собираемость налогов. Что такое камеральная налоговая проверка, как она проходит, что нужно учесть перед проверкой — читайте в статье.

Камеральная проверка — это анализ и оценка сданных деклараций по налоговым нарушениям. Она проводится по месту нахождения ИФНС. Продолжительность камеральных проверок — 3 месяца со дня получения отчетов. С сентября 2018 года камеральную проверку по НДС сократили до двух месяцев. Камералки проводятся сразу после сдачи квартальных отчетов и проходят условно в два этапа:

  1. Автоматическая проверка правильности заполнения деклараций. Все отчеты загружаются в центр обработки данных. ЦОД ищет разрывы по НДС, проверяет контрольное соотношение цифр, анализирует нестыковки по разным декларациям. Например, показатели выручки по НДС и налогу на прибыль не совпали. Или организация сдала нулевый отчет по транспортному налогу, а в годовом балансе стоят цифры по графе «Основные средства» с остаточной стоимостью. Если по расчетам все правильно, налоговики не уведомляют о проведении проверки и организация спокойно работает дальше. Если налоговики нашли что-то подозрительное, то начинается второй этап.
  2. Рассылка уведомлений. Налоговики просят дать объяснения по любым подозрительным операциям: потребуют документы для встречной проверки по контрагентам или начнут камеральную проверку по квартальным налогам. Этот этап проходит «вручную» — налоговый инспектор проверяет каждый документ и лично общается с налогоплательщиками. Здесь главное — вовремя среагировать и четко отвечать на вопросы.

Как подготовиться к камеральной проверке?

Пунктом 3 ст. 88 НК РФ инспекторам предоставлено право запрашивать пояснения в ходе камеральной проверки, если они выявили ошибки или разногласия в отчетности.

Срок реагирования организации ограничен — 5 рабочих дней. Чтобы не заморозить работу всей организации, нужно заранее подготовить документы и «прикрыть слабые места». Иначе, налоговики потребуют объяснения.

Игнорировать требование налогового органа нельзя. Если налоговый инспектор примет решение о нарушении, следующим этапом станет выездная налоговая проверка. Вовремя предоставленные документы и написанные пояснения помогут успешно завершить камеральную проверку.

Ошибки при оформлении деклараций

Если налоговый инспектор обнаружил ошибку, он вызывает представителя организации для дачи пояснений. Бывает обидно, когда технические недочеты приводят к камеральной проверке. К ним относятся:

  • декларация представлена по устаревшей форме
  • отчет сдал представитель организации, но в базе данных ФНС на него нет доверенности
  • в отчете поставлен номер коррекции, хотя это первичный вариант
  • арифметические ошибки в декларации
  • в декларации сведения о руководителе не совпадают с данными в ЕГРЮЛ

Такие ошибки, как правило, возникают из-за небрежности бухгалтеров, и их можно избежать, если заранее перепроверять все показатели в декларации, сверять данные руководителей с ЕГРЮЛ и оформлять доверенности на представителей.

Как оформить возражения по камеральной проверке

Если по результатам камеральной проверки налоговики нашли нарушения, в течение 10 рабочих дней пишут акт. Он составляется в двух экземплярах. Один передается налогоплательщику, второй — остается в ФНС. Организация может согласиться с актом, а может написать возражение согласно п.6 ст.10 НК РФ.

Возражение подается в течение 30 дней после получения акта. Отправить можно заказным письмом с описью, по ТКС или лично отвезти в ФНС. Помимо самого акта необходимо прикрепить обосновательные документы.

Налоговая инспекция рассмотрит акт возражения и новые аргументы. Для получения дополнительных данных она может провести камеральную проверку у ваших контрагентов, допросить свидетелей и провести почерковедческую экспертизу подписи договоров и счетов-фактур. После этого примет решение и передаст его налогоплательщику.

Что предпринять заранее:

Обратиться в нашу компанию, мы окажем квалифицированную помощь и поможем минимизировать риски


Поделиться: